Главная » Статьи » Основы бизнеса |
Бизнес-планирование
Бизнес-план представляет собой детальное обоснование концепции, предназначенной для реализации какой либо предпринимательской идеи (бизнес-идеи).
При бизнес-планировании необходимо предусмотреть все мероприятия, которые необходимо осуществить для реализации какой-либо предпринимательской идеи, и разработать схему финансового обеспечения этих мероприятий. Второй целью бизнес-планирования выступает выявление возможного дохода от реализации идеи и определения уровня прибыльности (или убыточности) возможного варианта реализации идеи. Для того чтобы бизнес-идея была реализована, необходимо еще на стадии подготовки бизнес-плана продумать все организационные и технические вопросы, схемы финансирования проекта, спланировать весь будущий бизнес, оценить инвестиционные затраты. Бизнес-план может помочь не только объяснить инвестору суть будущего проекта, но и самому предприятию указать на некоторые ключевые моменты, которые не были ранее заметны. Для банков же бизнес-план часто является основанием для расчетов кредитных рисков, величины кредитной линии и процентной ставки. Ведь в финансовой модели бизнес-плана указывается не только размер кредита, но также кредитная ставка и график привлечения и погашения кредита. Для внутреннего пользования, когда не стоит цель привлечения кредита в инвестиционный проект, бизнес-план также может быть очень ценен. Еще на стадии составления бизнес-плана собственник предприятия может сделать выводы о целесообразности бизнес-идеи и сэкономить значительные денежные средства. Бизнес-план нужен тому, кто будет вкладывать деньги в инвестиционный проект. Главная цель бизнес-плана - это доказать частному инвестору, что изложенная в нем бизнес идея нова, перспективна и прибыльна. А для банков главное понять, что бизнес-план доходчиво и грамотно объясняет источники своевременного погашать кредит. Для самого же предпринимателя бизнес-план - это возможность с профессиональной точки зрения понять о перспективности будущего бизнеса и оценить объем инвестиций. При разработке бизнес-плана предприниматель должен найти ответы на основные вопросы: - как начать собственное дело в соответствии с поставленными целями? - как организовать деятельность фирмы, чтобы она была эффективной? - кто займется организацией нового производства? - когда следует ожидать первых доходов? - как уменьшить возможный риск? - как обойти конкурентов? Вопросы управления, маркетинга, финансирования, распределения обязанностей – все это должно быть решено на бумаге при разработке бизнес-плана. Только в этом случае ваш бизнес имеет шанс на успех. Ведь даже когда на бумаге все гладко и, казалось бы, все учтено и предусмотрено, всегда нужно делать поправку на непредвиденные обстоятельства. Бизнес-план – это документ, являющийся результатом бизнес-планирования, т.е. исследования внешних и внутренних факторов оказывающих влияние на конкретный вид предпринимательской деятельности. Для осмысления последовательности действий при бизнес-планировании рассмотрим структуру бизнес-плана. Структуру бизнес-плана достаточно стандартна, вне зависимости от объема необходимых инвестиций, а также от того, кто обращается за ним: начинающий свой бизнес предприниматель, давно функционирующее предприятие, потенциальный инвестор или кредитное учреждение. Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов: 1. Резюме проекта (краткое описание) 2. Описание предприятия 3. Описание продукции (работы, услуги) 4. Анализ рынка 5. Конкуренция 6. Маркетинговый план 7. План производства 8. Финансовый план Рассмотрим содержание каждого раздела. 1. Резюме проекта В самом начале документа находится резюме, где излагается краткое содержание вашего бизнес-плана, приведены ключевые моменты и основные цифры. Резюме обычно составляется уже после того, как готов весь план. В резюме должны быть отражены следующие пункты: • ваши цели, пути их достижения; • возможности вашего бизнеса, в т.ч. новые услуги, не имеющие конкуренции; • намеченные вами рынки сбыта, прогноз реализации в количественном и денежном выражении, ценовая политика; • ваше конкурентное преимущество, слабые места конкурентов; • прогноз финансовых результатов: доходы, прибыль, сроки оборота средств, рентабельность, окупаемость инвестиций и пр.; • необходимая сумма инвестиций. 2. Описание предприятия Если бизнес-план составляется с целью привлечение денежных средств (получение кредита) или с целью привлечения потенциальных партнеров, то в данном разделе необходимо привести Ваши текущие реквизиты (телефон, факс, электронную почту, юридический и фактический адрес, организационно-правовую форму) и описать планируемую структуру будущего предприятия и виды деятельности. Если бизнес-планирование Вы делаете для себя, то в данном разделе необходимо указать Ваше видение организационно-правовой, производственной и технологической структуры Вашего будущего бизнеса. Тут же необходимо наметить план и бюджет организационных действий: - регистрация предприятия или ИП, - аренда производственных помещений, - открытие счета в банке, - постановка на учет в налоговом органе, - постановка на учет во внебюджетных фондах, - подача сведений в органы статистике, - и т.п. В этом разделе нужно выделить общие и конкретные цели Вашего бизнеса, долговременные и оперативные. Расставьте приоритеты по конкретным целям, укажите планируемые сроки их исполнения. Если вы сумеете правильно сформулировать основную цель деятельности Вашего бизнеса – это большой плюс. Правильная формулировка целей очень важна, от нее зависит итоговая оценка всей вашей деятельности. На этом же этапе Вам необходимо определиться с видами деятельности Вашего бизнеса. Необходимо что бы Ваш вид деятельности соответствовал ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), в зависимости от выбранного Вами вида деятельности, Вы будете определять свою налоговую политику. 3. Описание продукции (работы, услуги) В данном разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции и услуг, которые будут предложены на рынок. При описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция даст потенциальным потребителям, а не только на технических подробностях. Рассмотрите юридическую возможность реализации вашей продукции (услуги). Избегайте нарушения законности! Из-за копеечной прибыли Вы можете потерять миллионы, или лучшие годы провести в местах не столь отдаленных. Обязательно проверьте: - Разрешена ли Ваша деятельность законом? Например, продажа наркотиков и оказание услуг сексуального характера в нашей стране запрещены. - Нужны ли какие-либо разрешения и лицензии? Многие виды деятельности подлежат лицензированию, а товары – сертификации. - Имеете ли Вы право на производство данной продукции (услуги)? Возможно, Ваша продукция является объектом интеллектуальной собственности или защищена патентом. Важно подчеркнуть уникальность и отличительные качества продукции (услуги), те качества, которые отличают Вашу продукцию от продукции конкурентов. Данный раздел должен содержать ответ на вопрос: «Почему покупатель должен отдать предпочтение Вашему продукту (услуге). Одним из ключевых моментов конкурентоспособности продукта (услуги) является его цена. Опишите рыночную ситуацию и Вашу ценовую политику. Если Ваш товар уникален, то обоснуйте стартовую рыночную цену. Необходимо найти оптимальное (наиболее прибыльное) соотношение цены и объема продаж. Определите рыночного адресата Вашей продукции (услуги), кто, какая группа людей будет являться потребителем. Исходя из этого, Вы сможете определить допустимый объем реализации, и, как следствие, предельный объем Вашего производства. Учитывайте возможную сезонность потребительских свойств Вашего продукта (услуги). Разработайте мероприятия повышения объемов реализации в моменты пикового спроса. Предусмотрите альтернативную нагрузку на производственные мощности и трудовые ресурсы в период минимального спроса на данную продукцию (услугу). Если Ваша продукция требует каких-то особых условий хранения, транспортировки или обращения, то обязательно опишите данные требования, т.к. они могут значительно повлиять на себестоимость. Если вы планируете заниматься розничной или оптовой торговлей, то опишите источники пополнения товарных запасов и закупочные цены. 4. Анализ рынка Давая оценку рынку продукции (оказываемых услуг) необходимо предварительно досконально изучить свой рынок, круг потенциальных потребителей и конкурентов. Анализ рынка должен дать ответ на следующие вопросы: 1) Кто Ваш потребитель? Что он желает получить, покупая Ваш товар? Что не устраивает потребителя в сегодняшней ситуации? 2) Кто Ваши конкуренты? Какова их политика продаж? Какие слабые места Вы видите в их политике? 3) Какова цена на рынке на аналогичный товар? Имеются ли заменители Вашего товара и какова их цена? Какова текущая доступность товара? Имеются ли какие-либо ограничения или дефицит товара? Где взять эту информацию? А Вы поставьте себя на место потенциального потребителя Вашей продукции и попытайтесь спрогнозировать свои желания и поведение. Вам будет намного проще взглянуть на Ваш товар глазами покупателя, если Вы письменно охарактеризуете своего потенциального потребителя: возраст, пол, образование, профессию, уровень дохода, образ жизни, социальную принадлежность, любимое занятие, вредные привычки. После того, как Вы определитесь с целевой аудиторией, Вам будет много проще определить место для Вашей торговой площадки и для размещения рекламы. Это в равной силе актуально как для реальных торговых площадок, так и для торговли через интернет. Для того чтобы собрать информацию о конкурентах и существующей рыночной цене на аналогичные товары попробуйте купить данный товар. Совсем необязательно покупать товар реально, вполне достаточно просто найти интересующий Вас товар и определить его доступность и цену. Для того, что бы можно было анализировать собранную информацию, рекомендуем составить таблицу следующего вида: Такая таблица позволит значительно облегчить анализ рынка, выявить реальные рыночные цены на товары, определить доступность (места концентрации предложения и дефицита) товара.
5. Конкуренция Цель данного раздела – облегчить выбор тактики конкурентной борьбы и помочь избежать повторения чужих ошибок. К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок. Детальный анализ деятельности конкурентов может заставить сменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность, чтобы успешнее противостоять соперникам. Знание конкурентов повышает обоснованность стратегии предприятия. Желательно в этом разделе бизнес-плана получить ответы на следующие вопросы: 1). Кто является крупнейшим производителем аналогичной продукции (услуги)? 2) Что представляет собой их продукция (услуга)? Основные характеристики, уровень качества, сервис, дизайн, мнение клиентов. 3) В каком состоянии их дела: стабильны, на подъеме, спад (причины)? 4) Каков объем продаж основных конкурентов? 5) Каков уровень цен на продукцию (услуги) основных конкурентов? Ценовая политика? 6) Много ли внимания конкуренты уделяют рекламе? 7) Уровень финансового состояния конкурентов. Заполнив и проанализировав приведенную ниже таблицу, можно попытаться определить преимущества и слабые места свои и конкурентов. Если преимущества над конкурентом выше лишь на 30 %, это означает, что товары и услуги данного предприятия имеют низкую конкурентоспособность; в пределах 30 – 50 % - относительно устойчивое положение на рынке; 50 – 70 % - успешная конкуренция на рынке; а свыше 70 % - контроль над рынком данной продукции. Строить стратегию обеспечения конкурентоспособности можно опираясь лишь на один из видов конкурентных преимуществ: либо привлекая заказчика относительно низкой ценой, либо удовлетворяя спрос наиболее взыскательных и требующих исключительного качества заказчиков. Совмещать эти два типа конкурентных преимуществ нельзя. В бизнес-плане необходимо указать, какую стратегию обеспечения конкурентоспособности Вы выбираете. Если конкуренты оценены объективно, выявлены их достоинства и недостатки, можно ожидать, что и способы борьбы с ними будут выбраны адекватно. Каковы методы конкурентной борьбы? Их множество, основные из них: конкуренция цен, конкуренция качества, конкуренция сервиса, конкуренция сроков исполнения и доставки, оперативность и т.п. Таким образом, в дополнение к поставленным выше вопросам в этом разделе должны быть освещены вопросы о стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия и о методах конкурентной борьбы. 6. Маркетинговый план При составлении бизнес-плана, в данном разделе Вы должны определиться с такими инструментами маркетинга, как особенности продукции, дающие конкурентное преимущество, ценовая политика, качество услуг, дизайн и пр. Составить этот раздел можно согласно предложенной схеме. 1. Общая стратегия маркетинга. - раскройте Вашу рыночную философию, стратегию, основываясь на особенностях предлагаемого Вами товара и каналах реализации в конкретной рыночной нише; - дайте описание потребителей, над привлечением которых Вы будете работать в первую очередь и тех, кого Вы планируете привлечь несколько позже; - поясните, как именно Вы собираетесь искать потенциальных потребителей, как будете подбирать пути к ним; какие средства собираетесь применить для стимулирования оказываемых услуг (высококлассный сервис, доступная цена, высокое качество, подготовка персонала, своевременное обслуживание и пр.); намерены ли вы применять новаторские концепции маркетинга для улучшения качества ваших услуг? 2. Ценообразование. - покажите Вашу ценовую стратегию, сравните е с ценовой политикой конкурентов, включая и окупаемость затрат потребителей; - оцените валовую прибыль, будет ли она достаточной? - учитывая, что Вас ждут значительные затраты на реализацию Ваших планов, на гарантию потребителям, на подготовку персонала, ценовую конкуренцию и пр., поясните, насколько Ваши цены могут помочь Вам проникнуть на данный рынок, удержать и увеличить Вашу долю рынка в конкурентных условиях и получить достаточную прибыль; - покажите, что Ваша ценовая стратегия верна (сравните Ваши цены и цены конкурентов в ракурсе получения потребителем дополнительных услуг, таких как новшества, гарантии, качество, дополнительное обслуживание, снижение себестоимости и т.п.); - охарактеризуйте Вашу ценовую политику (взаимосвязь цена – доля рынка – прибыль). К примеру, если вы ставите более низкие по сравнению с конкурентами цены, то как намерены сохранить прибыльность бизнеса (увеличить объем продаж, повысить эффективность, понизить стоимость труда и материалов и т.п.); - распишите систему скидок, которая позволит стимулировать реализацию Вашей продукции. 3. Тактика реализации. - обозначьте методы реализации продукции в ближайшее время и в будущем, если есть специальные требования для реализации Вашей продукции, назовите их; - проведите сравнительный анализ эффективности разных видов продукции; - рассчитайте, какой объем реализации приходится в год на одного исполнителя, какую зарплату или комиссионные он будет получать, дайте оценку этим цифрам в сравнении со средним уровнем заработной платы по отрасли; - составьте график работы фирмы, смету затрат на реализацию Ваших планов. 4. Реклама. Продвижение Вашей продукции на рынок. - Каким образом Вы намерены привлечь внимание потенциальных потребителей к Вашей продукции? - какой тип рекламной компании будет наиболее эффективным? - где будут размещаться Ваши рекламные объявления, рекламные щиты? - составьте расписание рекламной компании, определите сумму расходов на рекламу. 5. Реализация продукции. Обозначьте методы и каналы для реализации Вашей продукции: • по качеству: - какие характеристики качества продукции наиболее привлекательны для клиентов? - как Вы планируете менять привлекательность вашей продукции по этим характеристикам? - какова стратегия Вашей фирмы по совершенствованию качества предлагаемой продукции? • по дизайну: - какова стратегия Вашей фирмы по дизайну предлагаемой продукции? - каким образом организовано дизайнерское обслуживание Вашей продукции? - были ли Вами предусмотрены отдельные статьи расходов на такое обслуживание? • по стимулированию продукции и обслуживанию: - какие дополнительные (сопутствующие) услуги Вы будете оказывать Вашим клиентам? - при каких условиях Ваша фирма гарантирует возврат денег клиентам? • По продлению жизненного цикла Вашей продукции: - путем модификаций; - путем поиска других сфер использования; - путем привлечения новых клиентов. Учитывая информацию из разделов «Анализ рынка» и «Конкуренция», а также опираясь на разработанную маркетинговую политику можно спрогнозировать объем продаж. Объем продаж – это отправная точка финансовой части Вашего проекта. Удобно систематизировать Ваши прогнозы в виде таблицы: Таблицы лучше всего оформлять в программе Excel. На основании объема продаж будет строиться Производственный и Финансовый планы данного бизнес-плана. Для удобства ситуационного анализа всего проекта необходимо будет связать все таблицы, что позволит быстро отслеживать изменение результата проекта при смене каких-либо исходных данных.
7. План производства Основная задача данного раздела – наиболее полно определить производственную потребность и источники ее удовлетворения для исполнения намеченной в предыдущем разделе программы по реализации продукции. На основании производственной потребности будет формироваться затратная часть финансового плана. Чем полнее и точнее Вы отразите производственную потребность, тем качественнее будет Ваш финансовый план. Основные вопросы, на которые нужно ответить в этом разделе бизнес-плана: 1. Где вы планируете организовать Ваше производство? Какие производственные помещения потребуются? 2. Прилегающие территории, автомобильные стоянки. 3. Коммунальное обеспечение: вода, электричество, канализация, тепло, газ и.т.п. 4. Охрана помещений. 5. Связь: телефон, интернет. 6. Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести? 7. Где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие изделия? 8. Какова схема производственных потоков? (Откуда и как поступают все виды сырья и комплектующих, где перерабатываются в продукцию, транспортные затраты, складирование и т.п.). 9. Какова система контроля качества? 10. Трудовые ресурсы: квалификация, уровень заработной платы. 11. Затраты на охрану труда и промышленную безопасность. 12. Социальные гарантии. 13. Какова система утилизации отходов и затраты? 14. Затраты на охрану окружающей среды? 15. Маркетинговые расходы. Если предполагается создать не производственное предприятие, а торговое или сервисное, то в данном разделе описывается процедура закупки партий товара, система контроля за уровнем товарных запасов и логистика товарооборота.
8. Финансовый план
Этот раздел бизнес-плана призван обобщить материалы предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении. Если данные соответствующим образом проанализированы, это позволяет сделать проект привлекательным для инвестора. Финансовый план состоит из трех частей: 1. Сводный прогноз доходов и расходов. Этот прогноз делается, по крайней мере, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в помесячной разбивке. Он включает такие показатели, как ожидаемый объем продаж, себестоимость реализованной продукции и различные статьи расходов. Задача сводного прогноза доходов и расходов – показать, как будет формироваться и изменяться прибыль. План доходов и расходов Если этот план покажет, что при таких издержках можно получить прибыль, предприятие имеет шанс на успех.
2. Прогноз денежной наличности. Главная задача – проверить синхронность поступления и расходования денежных средств. Сплошь и рядом вполне рентабельные предприятия терпят банкротство из-за того, что в нужный момент у них не хватило денег. Следовательно, если судить об успехе только по прибыли, есть риск ошибиться, особенно если при этом прирост наличности отрицателен. Прогноз денежной наличности строится на основании плана денежных поступлений и выплат. План поступлений и выплат Если для какого-то периода окажется, что выплаты превышают поступления, нужно своевременно принять меры для исправления этого положения.
3. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. Его рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта. Считается, что этот документ менее важен, чем первые два. Тем не менее, его обычно тщательно изучают специалисты коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы намечается положить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприятие собирается финансировать создание или приобретение этих активов. Балансовый план активов и пассивов Вторым подразделом финансового плана является стратегия финансирования, которая должна содержать ответы на следующие вопросы:
1. Сколько нужно средств для реализации проекта? 2. Откуда намечается получение этих инвестиций? 3. Какую долю потребленных средств планируется получить в форме кредита, а какую привлечь в виде уставного капитала? 4. На какие цели будут израсходованы инвестиции? 5. Что конкретно будет приобретено? 6. Каким образом использование инвестиций повысит прибыльность предприятия? 7. Когда будет получена первая прибыль? Для этого необходимо сделать прогноз точки окупаемости. Под точкой окупаемости понимают такое состояние, когда разность между всеми расходами и доходами равна нулю. 8. Какова прибыльность инвестиций? Подготовленный надлежащим образом финансовый план может послужить также основой для комплексной поэтапной оценки развития предприятия. Все данные, которые могут вызвать сомнения инвестора, необходимо снабдить комментариями. Для повышения надежности планирования будущего бизнеса рекомендуется рассчитать несколько вариантов с вариацией объема реализации и цены продукции. Желательно рассмотреть как минимум два варианта – оптимистичный и пессимистичный. Если Вы правильно оформили Ваши таблицы в книге Excel с необходимыми связями, то Вам будет не сложно просчитать множество различных вариантов, а так же определить точку окупаемости. В разделе Анализ рынка Вы составляли таблицу с ценами конкурентов, выведите из данной таблицы среднюю и минимальную цены. Попробуйте просчитать Вашу модель со средней ценой товара – оптимистичный вариант, и с минимальной ценой товара – пессимистичный вариант. Попробуйте изменить объем продаж и проанализируйте, как будет меняться прибыль и потребность в капитале, при различных объемах продаж и ценах на товар. Не пытайтесь прогнозировать ситуацию с максимальным объемом продаж и максимальной ценой, такой расчет только даст Вам пустые надежды и подтолкнет к принятию неправильного решения, вероятность осуществления такой ситуации очень мала. Если Вы правильно построили модель реализации Вашей бизнес-идеи, то Вы сможете принять правильное решение об эффективности и возможности ее реализации. | |
Категория: Основы бизнеса | Добавил: Владимир (12.10.2012) | |
Просмотров: 2613 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |